Г-н Председатель, Ваши Превосходительства, дамы и господа,
Прежде всего, я хотел бы поблагодарить ирландское председательство в ОБСЕ за превосходную организацию нынешнего заседания Совета министров в Дублине.
В текущем году был дан новый импульс процессу создания евроатлантического и евразийского сообщества безопасности, договоренность о котором была достигнута на саммите в Астане два года назад.
Направление на создание конструктивных блоков, принятое ирландским председательством, доказало свою эффективность. Несомненно, одним из таких блоков стало присоединение Монголии. Этот шаг укрепил ОБСЕ, расширил ее евразийское видение и значимость в регионе, а также повысил авторитет организации в глобальном масштабе. Моя страна с самого начала, еще на астанинском саммите, поддержала стремление Монголии присоединиться к ОБСЕ. Мы уверены, что Монголия окажет содействие в деле укрепления региональной безопасности, а также борьбы с общими угрозами и вызовами. Мы искренне приветствуем Монголию в кругу государств-участников ОБСЕ.
Запуск процесса «Хельсинки плюс 40», безусловно, станет одним из ключевых результатов текущего заседания Совета министров.
Во время председательства Казахстана государствам-участникам удалось придать новый динамизм работе организации. Мы считаем, что процесс «Хельсинки плюс 40» поможет поддержать эту динамику развития и определить стратегический курс будущей совместной работы. Кроме того, данный процесс позволит нам определить понятные и поддерживаемые всеми участниками задачи по реализации концепции евроатлантического и евразийского сообщества безопасности. Это также станет хорошей возможностью для нас подвести итоги наших успехов и неудач. Мы должны выработать конкретные указания для трех следующих председателей (Украина, Швейцария, Сербия) и Форума по безопасности и сотрудничеству относительно необходимого курса действий и результатов, ожидаемых нами к концу 2015 года.
На сегодняшний день я могу выделить наиболее важный нерешенный вопрос – задачу, поставленную перед нами главами наших государств и правительств на саммите в Астане относительно разработки и принятия Плана действий. Кроме того, в течение ближайших трех лет нам предстоит решать конкретные вопросы, в том числе по актуализации принципов ОБСЕ в области нераспространения, экономического и экологического сотрудничества, а также реформирования ОБСЕ, включая ее правовой статус, и реализации резолюции СБ ООН 1325 «Женщины, мир и безопасность».

Г-н Председатель,
В астанинской Декларации поставлена задача активизации, обновления и модернизации режима укрепления доверия и безопасности ОБСЕ, который остается основным инструментом для обеспечения стабильности, предсказуемости и прозрачности в военной сфере. Венский документ 2011 года стал шагом в верном направлении, в котором нам следует продолжать двигаться и далее.
Будучи страной, в одностороннем порядке отказавшейся от ядерного оружия и ядерных испытаний и ставшей одним из инициаторов зоны, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии, Казахстан является решительным сторонником резолюции СБ ООН №1540 по нераспространению ОМУ. Наглядным свидетельством растущего интереса ОБСЕ к повышению эффективности осуществления резолюции на региональном уровне стало решение, принятое Советом министров в прошлом году. Мы и далее должны эффективно содействовать реализации резолюции №1540.
Казахстан поддержал идею создания Департамента по противодействию транснациональным угрозам. Мы надеемся, что одним из результатов сегодняшнего СМИД станет принятие решения по транснациональным угрозам. Принятие окончательного пакета решений позволит обеспечить эффективную деятельность Департамента в соответствии с поставленными перед ним задачами. Мы особенно заинтересованы в дальнейшей работе по борьбе с организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков и оружия, в области пограничной безопасности, демократического полицейского надзора и управления массовыми собраниями со стороны полиции.
Принятие мер укрепления доверия (МД) для уменьшения риска возникновения конфликтов, основанных на неправомерном использовании информационных и коммуникационных технологий, может в значительной степени повысить безопасность в регионе ОБСЕ.

Г-н Председатель,
На саммите ОБСЕ в Астане в 2010 году главы наших государств и правительств признали, что «безопасность региона ОБСЕ неразрывно связана с безопасностью в прилегающих регионах, особенно в Средиземноморье и в Азии» и призвали «повысить уровень нашего взаимодействия с партнерами по сотрудничеству».
Совершенно очевидно то, что решение вопроса о транснациональных угрозах и угрозах, исходящих с территории Афганистана, является одной из наших первоочередных задач. Казахстан продолжает вносить свой вклад в международные усилия по стабилизации обстановки в Афганистане. С учетом планов по выводу американских войск из страны к 2014 году все заинтересованные стороны должны удвоить свои усилия в деле предотвращения снижения уровня безопасности в регионе ОБСЕ, особенно в Центральной Азии. Несмотря на то, что ОБСЕ не уполномочена действовать за пределами географической зоны своей ответственности, мы должны поддерживать и поощрять стремление к всеобъемлющей экономической реабилитации Афганистана, которая станет предпосылкой для общей стабилизации в стране.
Казахстан придает большое значение экономическому и экологическому измерению, являющемуся наименее политизированным направлением в рамках нашей организации. Проблемы, указанные в Маастрихтской стратегии 2003 года, были актуальны десять лет назад и остаются таковыми и сегодня. Однако ситуация в регионе ОБСЕ резко изменилась. Десятая годовщина этой стратегии в 2013 году станет хорошей возможностью для работы над документом «Маастрихт плюс».
Наши усилия должны быть сосредоточены на МД, что поможет в деле укрепления регионального сотрудничества и интеграции, передачи современных технологий, управленческих ноу-хау и инноваций. Тематические направления могут включать в себя транспорт и транзит, торговлю, управление водными ресурсами, вопросы прозрачности и энергетической безопасности.
Я хотел бы привлечь Ваше внимание к инициативам Президента Н.Назарбаева по разработке глобальной стратегии в области энергетики и окружающей среды (энергетической устойчивости и экологической безопасности) и программы партнерства «Зеленый мост» (многосторонней платформы для передачи технологий, ноу-хау и инвестиций; зеленых технологий в области альтернативных источников энергии). Оба эти аспекта были отмечены в Декларации «Рио плюс 20». ОБСЕ может стать для государств-участников евроатлантической и евразийской платформой для сотрудничества по этим вопросам.
Другим перспективным направлением для взаимовыгодного сотрудничества является энергетика будущего. Этот вопрос станет темой выставки ЭКСПО-2017, которая будет организована в Астане.
Вопросы человеческого измерения всегда занимали одно из первых мест в нашей повестке дня, в том числе во время нашего председательства как в ОБСЕ, так и в ОИС. В этом году Казахстан избрали в Совет по правам человека ООН, что стало очевидным признанием наших достижений и стимулом для дальнейших шагов.
Живя в многонациональном и многоконфессиональном обществе, мы уделяем особое внимание развитию толерантности и противодействию дискриминации. Мы обеспокоены увеличением враждебных выступлений и преступлений на почве ненависти, в том числе в интернете, а также случаями яростных выпадов и нападок на почве ксенофобии. Нам необходимо принять документ в рамках ОБСЕ, который будет содержать в себе эффективные директивные меры.
Миссия БДИПЧ ОБСЕ по наблюдению за выборами по-прежнему вызывает широкие споры в нашей организации. Чтобы положить конец многочисленным разногласиям, мы предлагаем внимательно изучить рекомендации, содержащиеся в итоговом докладе Группы видных деятелей, опубликованном в июне 2005 года. Необходимо уделить особое внимание стандартам наблюдения за выборами, выработке критериев и методологии, обеспечивающей объективность, прозрачность и профессионализм наблюдательных миссий. Именно поэтому Казахстан был одним из авторов предложения по проекту соответствующего решения. На наш взгляд, он является своего рода призывом к укреплению доверия и разработке МД в данной области.
Отсутствие правового статуса ОБСЕ продолжает создавать фундаментальные и операционные проблемы, не в последнюю очередь для обеспечения прав, привилегий и иммунитетов международных сотрудников, работающих в полевых миссиях. Мы высоко оцениваем усилия ирландского председательства по продолжению диалога, касающегося вопроса преобразования ОБСЕ в полноценную международную организацию. Наша делегация распространила среди участников ОБСЕ совместную позицию государств-членов ОДКБ по проекту учредительного документа. Мы настоятельно призываем продолжить диалог о правовом статусе ОБСЕ, в том числе в рамках процесса «Хельсинки плюс 40». Предоставление ОБСЕ правового статуса будет свидетельством нашей совместной и неизменной приверженности ОБСЕ. Мы призываем государства-участники продемонстрировать необходимую политическую волю.
Не в последнюю очередь, я хотел бы напомнить об инициативе Президента моей страны создать евроатлантическую и евразийскую платформу безопасности. Ни одно государство или организация не могут в одиночку противостоять существующим и новым вызовам безопасности. IDEAS (Инициатива по развитию евроатлантического и евразийского сообщества безопасности) и Дни безопасности дали понять, что наше стремление построить евроатлантическое и евразийское сообщество безопасности должны разделять и другие международные и региональные организации. Вместе с тем, имеются случаи дублирования усилий, несогласованных действий и даже соперничества между ними. Поэтому мы предлагаем создать платформу, в рамках которой соответствующие организации по безопасности (ООН, ОБСЕ, СВМДА, ЕС, СНГ, НАТО, ОДКБ, ШОС, возможно Совет Европы) могут собраться вместе для обеспечения согласованности в решении общих целей.

В заключение, г-н Председатель, я хотел бы поблагодарить Вас за гостеприимство, а также за Ваши неустанные усилия по достижению практических результатов работы в текущем году. Я также хотел бы выразить свою поддержку будущим председательствам Украины, Швейцарии и Сербии в их усилиях по построению евроатлантического и евразийского сообщества безопасности.

Благодарю за внимание.