Недавно отметившая 21-летие независимости Республика Казахстан остается одним из локомотивов региональной интеграции. Быстрорастущая экономика позволяет стране в значительной мере влиять на направление и активность интеграционных процессов на постсоветском пространстве, в частности, это касается Таможенного союза – особенно важной в последнее время для Украины темы.
О том, какую роль отводит Казахстан Украине в региональной интеграции, как развиваются двусторонние отношения на нынешнем этапе, о советах Киеву в его председательстве в ОБСЕ, в интервью УКРИНФОРМу рассказал министр иностранных дел РК Ерлан Идрисов.
– Господин министр, какие международные инициативы Казахстана вы считаете ключевыми сегодня и в обозримом будущем?
– Казахстан в первую очередь был и остается "локомотивом" региональной интеграции. Исходя из этого, важным приоритетом для нас является интеграция в Центральной Азии. У Казахстана также прочная репутация лидера процесса разоружения и нераспространения оружия массового уничтожения, модератора в диалоге культур, религий и цивилизаций.
Наша дипломатия многовекторна – мы будем продолжать укреплять дружественные отношения со всеми государствами мира, опираясь на национальные интересы нашей страны.
– Одним из приоритетов деятельности МИД Казахстана является дальнейшая активизация сотрудничества в рамках Таможенного союза и СНГ. Как строится работа по углублению этих региональных интеграционных процессов?
– Казахстан является одним из родоначальников идеи евразийства в её нынешней политической интерпретации. Потому мы очень рады, что эта идея начала предметно воплощаться в рамках Таможенного Союза. Следующим шагом стало Единое экономическое пространство (ЕЭП) – более продвинутая форма экономического взаимодействия. Конечной целью, как мы считаем, должно стать создание к 2015 году Евразийского экономического союза (ЕЭС).
При этом, мы делаем акцент на экономической составляющей, так как это основа всего. Если не будет реального экономического партнерства, тогда будет очень сложно говорить о других формах интеграции. Все другие институты должны базироваться на экономической платформе.
Сейчас идет работа по выстраиванию всего алгоритма по созданию Евразийского экономического союза. С 1 января этого года вступили в силу 17 базовых соглашений, которые формируют Единое экономическое пространство. И нам предстоит еще заключить около 50 соглашений, которые создадут костяк и основу будущего ЕЭС.
Естественно, это очень непростой процесс, и важно не только принять эти соглашения, но и чтобы все контрагенты в России, Казахстане и Беларуси одинаково понимали, как эти соглашения должны работать. Таким образом, у нас будет воссоздана новая культура экономического взаимодействия, уже на новых рыночных условиях. При этом, если объединить весь наш потенциал, то мы становимся гораздо более конкурентными в глобальном экономическом мире, чем индивидуально.
Важным вопросом остаётся расширение ТС и ЕЭП за счет присоединения к нему остальных государств-участников Евразийского экономического сообщества (Кыргызстана и Таджикистана). При этом, Казахстан выступает за равноправное участие всех стран и принятие решений на уровне любых уставных органов на основе консенсуса.
– Какую роль Казахстан отводит Украине в этих интеграционных процессах?
– Мы отводим Украине немаловажную роль. Считаем, что у нее масса экономических интересов в ТС, в ЕЭП и в будущем ЕЭС. Мы знаем и с уважением относимся к европейским устремлениям Украины. По нашему убеждению, существуют возможности для сбалансированного взаимодействия Украины в этих двух географиях.
Сейчас правительство Украины занимается изучением и глубоким анализом всех преимуществ, которые открываются для Украины по всем азимутам, в том числе, что касается ТС. По моему мнению, Украина держит все двери открытыми, поскольку благодаря своей географии у нее есть потенциал и возможности по всем направлениям. Исходя из этого, ТС и пространство будущего Евразийского экономического союза также является одной из больших возможностей Украины. Думаю, что эта дверь никогда не будет закрыта. Политически мы будем приветствовать как членство Кыргызстана и Таджикистана, так и Украины в наших интеграционных объединений. Однако, решение остаётся за этими странами, и мы с уважением относимся к их собственным приоритетам.
– Ранее Казахстана заявлял, что с пониманием относится к предложенной Украиной формуле сотрудничества в формате "3+1". Изменилась ли сейчас ситуация?
– Поскольку мы сейчас находимся в составе ТС, то мы уже не можем принимать единоличные решения, касающиеся всего объединения. Вполне вероятно, что у нас есть свое мнение, свои нюансы нашей политики. Однако, теперь мы должны учитывать мнение наших партнеров по ТС – России и Беларуси. Определяя политику по отношению к третьим странам, мы всегда вырабатываем единый подход и приходим к консенсусу в отношении важнейших вопросов взаимодействия с нечленами ТС.
По моему убеждению, преобладающей линией является то, что Украина, с её потенциалом, населением, географией, структурой экономики, является желаемой в нашем экономическом пространстве. И сотрудничество в формате "3+1" – это, наверное, одна из форм, выражающих это стремление. Она не является окончательной, затвердевшей формой и может быть одним из каких-то шагов, отражением одного из форматов.
– Как известно, одним из главных приоритетов деятельности МИД Казахстана определено усиление экономической дипломатии. Какая работа проводится для усиления экономической составляющей в отношениях со странами-партнерами, в частности с Украиной?
– Действительно, экономическая дипломатия – сейчас востребованный тренд во внешней политике любого государства. Казахстан – не исключение. И в этом мы во многом преуспели. За короткий срок ВВП на одного жителя страны вырос с 700 до 12,5 тыс. долларов, то есть более чем в 15 раз. Вместе с КНР и Катаром, по международным оценкам, наша страна образует тройку самых быстрорастущих экономик мира. Казахстан также является одним из лидеров на постсоветском пространстве по объему привлеченного в экономику иностранного капитала. С момента обретения независимости в страну было привлечено более 160 млрд долларов США или более 80% всех инвестиций, направленных в регион Центральной Азии. Исходя из этого, задача МИД Казахстана – дипломатическими средствами поддерживать набранную динамику развития.
В этой работе мы особенно учитываем географический аспект – отсутствие выхода к морю, крупные государства-соседи Россия и Китай, имеющие свои собственные тренды в развитии и др. Принимая во внимание провозглашенный курс индустриально-инновационного развития, главным приоритетом внешней политики Казахстана является поиск именно таких партнеров, которые обеспечили бы реализацию вот этих приоритетов. И Украина является одним из них.
Украина имеет мощный индустриальный и сельскохозяйственный потенциал еще со времен СССР – это те ниши, где мы взаимодействуем и сотрудничаем. Огромное значение имеет для нас сотрудничество в космической сфере, и не только на двухсторонней основе, а и с привлечением России или европейских партнеров. В частности, сейчас идут предметные переговоры по совместному российско-казахстанско-украинскому проекту. И наша задача, как дипломатов, создать такие условия, чтобы этот диалог стал результативным, чтобы каждая страна чувствовала выгоду от него.
– Какие основные вопросы повестки дня украинско-казахстанских взаимоотношений?
– В этом году мы отметили 20-летие установления дипломатических отношений между Республикой Казахстан и Украиной. За этот период состоялось около 50 официальных двусторонних встреч, в том числе более 20 – на уровне президентов. В следующем году также предполагается насыщенный график визитов.
За 9 месяцев текущего года двусторонний товарооборот составил более 4,2 млрд долларов США и по сравнению с аналогичным периодом 2011 года вырос на 20%. Таким образом, Казахстан продолжает оставаться одним из основных торговых партнеров Украины.
На сегодняшний день в Казахстане успешно работают более 160 совместных казахстанско-украинских предприятий. Убеждены, что большие возможности открываются для совместной деятельности в сфере ядерной энергетики, добычи и переработки урана, подготовки казахстанских специалистов в этой отрасли. Важным вопросом остается участие казахстанских компаний в использовании морских портов на Черном море. Исходим их того, что сотрудничество в сфере транспортировки грузов по морю, железной дороге и автотранспортом значительно расширит географию торговых путей из Азии в Европу.
– И напоследок. Казахстан в 2010 году председательствовал в такой авторитетной организации как ОБСЕ. В следующем году эстафету примет Украина. Что бы Вы посоветовали Киеву в его председательстве? Каким моментам стоит уделить особое внимание?
– Казахстан провел успешное председательство в этой авторитетной организации и намерен оказать максимальное содействие Украине в реализации ее инициатив и приоритетов во главе ОБСЕ.
Считаем важным, что казахстанские приоритеты в военно-политическом измерении, а также по обновлению Маастрихтского документа и продвижению 4 "Т", (Trust – доверие, Traditions – традиции, Transparency – транспарентность, Tolerance – толерантность), который в свое время Казахстан инициировал и продвигал, за период своего председательствования были продолжены литовским и ирландским председательством, а теперь, надеюсь, их возьмет себе на вооружение и украинская сторона. Мы убеждены, что со своим мощным политическим и экономическим потенциалом Украина должна сыграть очень позитивную роль в ОБСЕ.
Киев сполна понимает политическую ответственность этого шага и уже выработал систему приоритетов своего председательства. Мы рады, что в системе приоритетов украинского председательства Астанинская декларация и приоритеты нашего председательства имеют очень четкое отражение. Это очень хорошее начинание, и мы будем объединять усилия для того, чтобы реализовывать его на практике.
Хочу отметить, что потенциал, профессиональный опыт и возможности Украины – колоссальные. Именно поэтому ей, по большому счету, не надо ни у кого спрашивать совета. Она прекрасно ориентируется и знает, что ей делать.
Вместе с тем, в рамках нашей взаимоподдержки мы договорились о проведении двусторонних межмидовских консультаций. Планируется, что уже в январе наши эксперты встретятся в Киеве и начнут взаимодействовать по практическим вопросам председательства Украины в ОБСЕ.
Символичным является и то, что в Астане работает центр ОБСЕ, который в начале 2012 года возглавила опытный украинский дипломат Наталья Зарудная. А в июне 2012 года казахстанский дипломат Мадина Джарбусынова возглавила офис Координатора проектов ОБСЕ в Украине. И этот "обмен любезностями" также добавляет особой теплоты в рамках нашего сотрудничества в ОБСЕ.
Василий Короткий, АСТАНА. 25 декабря 2012 года.