Оригинал опубликован на английском языке в издании Registan.net 

Прошел ровно год с тех пор, как массовые беспорядки, произошедшие в Жанаозене, городе в западном Казахстане, омрачили национальные торжества по поводу 20-й годовщины независимости страны. Затянувшийся трудовой спор между работниками и руководством нефтяной компании вылился в массовые волнения и столкновения с полицией, в результате которых 16 человек погибли и многие были ранены.
Эти проявления насилия и гибель граждан, не имеющие аналогов в недолгой истории нашего государства, потрясли друзей Казахстана во всем мире. Однако внутри страны последствия оказались еще более серьезными. Наша страна всегда гордилась созданным стабильным и гармоничным обществом, все члены которого пользовались плодами экономического процветания, роста и прогресса, тогда как центральноазиатский регион в целом считается нестабильным и небезопасным. Беспорядки в Жанаозене вывели нас из состояния самоуспокоенности и заставили нас всерьез задуматься над происшедшим.
В то время как действия криминального характера стали искрой, спровоцировавшей беспорядки, приведшие к жертвам и разрушениям, эти события также подняли давнишние проблемы, которые не были своевременно решены. Ни одна страна – не говоря уж о таком молодом государстве, как Казахстан, – не может полагаться на то, что развитие будет происходить без каких либо потрясений. Однако то, как государство реагирует на эти вызовы, показывает, в каком направлении движется общество.
Наша реакция была двуединой. Специальная общественная комиссия в течение трех месяцев вела расследование произошедших беспорядков. В отношении ряда лиц были заведены уголовные дела за преднамеренное нагнетание обстановки и провоцирование насилия. Вместе с тем, правовая оценка также была дана действиям представителей полиции, местных органов власти и руководителей нефтяной компании, превысивших свои полномочия и нарушивших закон. По результатам судебного расследования, лица, признанные виновными, были приговорены к различным срокам тюремного заключения.
На каждом этапе расследования и последующих судебных процессов мы стремились придерживаться самых высоких международных стандартов. Нам нечего было скрывать. Неправительственным организациям разрешалось посещать подследственных, чтобы проверить условия их содержания. Сами судебные заседания были открытыми и прозрачными. На них приглашались представители иностранных СМИ и иностранные наблюдатели.
Каждое дело рассматривалось в полном соответствии с казахстанским законодательством. Вместе с тем, всегда есть возможность улучшить механизм ведения судебного процесса. Мы готовы продолжать диалог с теми, кого заботит этот вопрос.
При рассмотрении этого дела очень скоро стало понятно, что наши силы безопасности нуждаются в подготовке, обучении и соответствующей экипировке, чтобы правильно реагировать на поведение граждан в случае беспорядков. Мы срочно провели ревизию наших методов реагирования и намерены взять на вооружение лучшие международные методики борьбы с беспорядками, с причинением минимального ущерба их участникам.
Во-вторых, для долгосрочного будущего страны жизненно важно было эффективно решить застарелые проблемы, высветившиеся в ходе беспорядков. Это потребовало от властей на местном, региональном и национальном уровнях экстренных мер по улучшению качества жизни и расширению возможностей для местных жителей.
Незамедлительно были выделены финансовые средства на возмещение ущерба, нанесенного беспорядками инфраструктуре и бизнесу. Семьи, как жертв насилия, так и арестованных лиц получили целевую финансовую помощь.
Были инвестированы дополнительные средства в строительство жилья, детских садов и больниц, что, кроме всего прочего, открыло возможности для создания сотен новых постоянных рабочих мест для врачей и учителей. Благодаря активным действиям властей, включая предоставление компаниям ссуд на общую сумму $64 млн на цели диверсификации местной экономики, только за 2012 год было создано более 5000 новых рабочих мест. Были также проведены кардинальные перестановки в местных органах власти с тем, чтобы они более оперативно реагировали на проблемы и нужды местного сообщества.
Вместе с тем, стал очевидным тот факт, что высветившиеся проблемы не ограничиваются Жанаозеном или регионом Мангистау, но являются широко распространенными. Они присущи городам, зависимым от какой-либо одной отрасли производства или от одной компании. Это потребовало кардинальных реформ в самом широком политическом смысле.
В течение прошедшего года правительство Казахстана представило новую политику и выделило средства на улучшение благосостояния населения так называемых моногородов и регионов. Был ужесточен трудовой кодекс – по рекомендации Международной организации труда – в плане повышения уровня защиты работников, а также для обеспечения справедливого решения трудовых споров. Был представлен ряд новых мер по повышению стандартов здравоохранения и охраны труда до международных уровней.
Кроме того, руководству компаний было предписано расширить перечень обязательств перед работниками. Так, в Жанаозене предприниматели нашли возможность обеспечить рабочими местами все 2000 работников, которые были уволены в ходе изначального спора. Был повышен уровень заработной платы, улучшены условия труда, модернизировано оборудование, при этом государственная нефтяная компания также осуществила крупные инвестиции в улучшение условий проживания, как своих сотрудников, так и местных жителей в целом.
Мы хотим повысить по всей стране эффективность диалога между руководством и работниками по вопросам заработной платы, ее выплаты своевременно и в полном объеме. Мы также намерены добиться, чтобы компании выделяли больше денег из своей прибыли на поддержание сообществ тех регионов, где они работают.
Правительство страны также стремится в полном объеме выполнять свои задачи. Более $8 млрд в настоящее время расходуется на создание рабочих мест и поддержку компаний в 20 моногородах в рамках общенациональных программ «Карта индустриализации» и «Дорожная карта бизнеса – 2020». После тщательной и продолжительной разработки, мы скоро представим план кардинальной перестройки политики регионального развития. Главными целями, на реализацию которых будет направлена большая часть инвестиций, станут переквалификация работников, диверсификация экономики на местах, поддержка предпринимательства и малого бизнеса.
Мы также намерены провести децентрализацию процедуры принятия решений, передав в ряде случаев часть полномочий на местный уровень. Правительство понимает, что зачастую именно на местах руководители способны наилучшим образом выработать правильные решения своих проблем. Это требует от нас ускорения демократической и политической реформы.
Как сказал в прошлом году президент Назарбаев, трагические события в Жанаозене были испытанием для всей нашей страны. Мы знаем, что необходимо сделать еще многое, чтобы возместить ущерб и укрепить стабильность нашего общества. Сегодня, в 21-ую годовщину независимости, мы верим, что те меры, которые мы предприняли в прошедшем году в связи с указанными событиями, подчеркивают нашу растущую зрелость и нашу решимость продолжать учиться и работать над улучшением своей страны.